Автомобильные шины играют значительную роль в обеспечении безопасного и комфортного движения. Состав резиновой смеси, рисунок протектора, грузоподъемность, скоростной индекс, типоразмер и другие факторы различны у каждого комплекта. И если в прошлом люди часто покупали все, что было доступно, не обращая внимания на каркас шин, то сегодня ситуация существенно изменилась. В настоящий момент на рынке существует два основных вида резины в соответствии с типом каркаса – радиальные и диагональные шины. В нашей статье мы детально поговорим о том, в чем разница между ними.
Отличия диагональных и радиальных шин
Диагональные и радиальные шины различаются, прежде всего, типом намотки корда и назначением. Корд – это важнейшая часть покрышки, представляющая собой жесткие волокна, “удерживающие” автошину и придающие ей нужные показатели жесткости и износостойкости. Конструкция диагональных покрышек позволяет использовать их в сложных условиях, таких как перемещение по суровому бездорожью или в сельском хозяйстве на специализированной автотехнике. Радиальные шины, в свою очередь, широко используются на легковых и грузовых авто, а также на мотоциклах. Далее мы подробно рассмотрим каждую из разновидностей.
Что такое диагональные шины

Диагональные шины – это тип авторезины, в которой навивка корда идет от борта к борту по диагональным линиям. Для получения такой конфигурации необходимо, чтобы дорожки в двух соседних слоях каркаса пересекались между собой в двух смежных каркасных слоях. Соответственно, количество слоев должно быть четным: 2, 4, 6 или 8.
Плюсы и минусы диагональных шин
Среди достоинств таких покрышек необходимо перечислить следующее:
- Легкость починки и дешевизна. Простота конструкции делает такие покрышки легкими в ремонте. В случае повреждения или прокола, починить диагональную шину можно будет без особых усилий и затрат. Это экономически выгодно, так как не требуется замена всей шины, а достаточно только отремонтировать поврежденный участок;
- Адаптированность к трудным условиям эксплуатации. Диагональные шины разработаны специально для перемещения по пересеченной местности и выдерживают значительную нагрузку. Именно поэтому их широко используют на коммерческой технике, такой как грузовики и сельскохозяйственные машины. Они обеспечивают надежный контакт с грунтом и позволяют транспортным средствам без проблем передвигаться по сложным дорогам и местности;
- Крепкие боковины. За счет многослойной конструкции и расположению нитей "внахлест", диагональная резина может похвастаться прочной боковиной. Это позволяет выдерживать боковые нагрузки и предотвращает деформацию при движении по неровной местности.
Недостатки:
- Меньшая устойчивость к перегреву из-за особенностей конструкции, вызывающей внутреннее трение. Каркас из текстильных слоев нагревается быстрее и плохо отводит тепло, что приводит к повреждению шины при длительных и интенсивных нагрузках;
- Большая собственная масса снижает скорость и топливную экономичность. Диагональная резина отличается тяжелой конструкцией из-за использования дополнительных слоев текстиля. Это увеличивает вес авто и приводит к ухудшению динамических характеристик и увеличению расхода топлива;
- Слабая управляемость. Гибкая конструкция “диагоналок” может привести к сильной деформации протектора во время поворотов.
Хотя диагональные шины имеют достаточно серьезные минусы, они все еще широко используются в некоторых сферах, таких как грузоперевозки и сельскохозяйственные машины, благодаря прочности и возможности выдерживать тяжелые нагрузки.
Что такое радиальные шины

Радиальные шины – это разновидность резины, получившая свое название благодаря способу навивки корда. В противоположность диагональным моделям, в этих колесах нити корда навивают от одного борта к другому в радиальном или меридиональном направлении. Корды образуют угол 90 градусов по отношению к колесу и не перекрывают друг друга, что делает шины легкими. Для повышения прочности центральной зоны производители добавляют стальной брекерный пояс. Брекеры в радиальных шинах, обычно состоящие из нескольких слоев металлокорда, берут на себя ключевую часть функций каркаса. В свою очередь, металлокорд, выполненный из стальной латунной проволоки, известен своей высокой прочностью, устойчивостью к термическому состариванию и хорошей теплопроводностью.
Радиальная резина выпускается в различных вариантах, включая камерные и бескамерные модели. Для самого каркаса применяется корд из синтетического волокна или нейлона, а для брекера – металлические или текстильные волокна. Такое сочетание повышает прочность, защищает от внешних повреждений и уменьшает распространение трещин.
Плюсы и минусы радиальных шин
Радиальная конструкция шины предполагает следующие достоинства:
- Отличный теплоотвод. Шины радиальной конфигурации обеспечивают лучший теплоотвод по сравнению с диагональными колесами, что позволяет предотвратить перегрев и продлить срок службы;
- Повышенная прочность. Такая резина характеризуется стойкостью к механическим воздействиям и долговечностью;
- Улучшенное сцепление. Радиальные шины создают значительную площадь контакта с дорожным полотном, что приводит к улучшению сцепления, особенно на мокрой или скользкой дороге;
- Уменьшение деформации протекторной дорожки. Жесткое крепление позволяет свести к минимуму деформацию протектора.
По сравнению со своими диагональными аналогами, радиальные шины недостатков не имеют. Наиболее распространенным типом автомобильной резины на рынке сегодня момент является радиальная бескамерная шина. Именно такую модификацию предложат вам в любом шинном центре. Варианты возможны только если вы покупаете резину для грузового авто или специальной техники.
Маркировка диагональной и радиальной резины
На боковине каждой радиальной автошины всегда можно увидеть латинскую букву "R" (от слова "Radial"). Например, "205/70 R16" расшифровывается следующим образом:
- 205 – ширина шины в миллиметрах;
- 70 – высота профиля в процентах от ширины;
- 16 – диаметр посадочного отверстия в дюймах.
Важно отметить, что литеру "R" нельзя путать с радиусом колеса. Она указывает исключительно на то, что шина имеет радиальную конструкцию. Интересно, что иногда в маркировке размера может отсутствовать косая черта ("/"), и в этом случае не указывается высота боковины (профиля). Это означает, что шина полнопрофильная, с высотой в 80% от ширины.
Диагональные шины, в свою очередь, имеют свои особенности в маркировке. Типоразмер указывается без использования каких-либо букв и представляется в виде дюймовых чисел, например: "7.50-15".
Заключение
Радиальные шины стали доминирующими на современном рынке автотоваров. Некоторые автовладельцы могут даже не знать о существовании диагональной резины, и это совершенно нормально и объяснимо. Современные легковые авто специально разрабатываются под радиальную резину в отличие от советских транспортных средств, на которых нередко использовалась диагональная модификация.