Давление в шинах

Регулярный контроль давления в шинах автомобиля – важнейшее условие безопасности на дороге. Это особенно важно для современной бескамерной резины, которая чувствительна к выбоинам, бордюрам и неровностям. В этой статье мы расскажем, почему необходимо придерживаться рекомендуемых значений и предоставим полезную информацию о том, как измерять и поддерживать правильное давление в шинах вашего авто.

Единицы измерения

Наиболее часто используемой единицей является атмосфера (атм). Давление также может измеряться в барах (бар) и килопаскалях (кПа). 1 бар примерно равен 0,986923 атм, или практически одной атмосфере. 1 атм эквивалентен 101,325 кПа.

В США и других англоязычных странах обычно используется единица измерения "psi" (фунт на квадратный дюйм). Коэффициент пересчета между psi и атм следующий:

  • 1 psi = 0,068 атм
  • 1 атм = 14,706 psi

Например, если производитель авто рекомендует значение 29 psi, то для пересчета в атмосферы нужно разделить это значение на 14,7.

Рекомендуемое давление в шинах автомобиля

Для обеспечения оптимальных эксплуатационных характеристик и безопасности лучше всего следовать рекомендациям по давлению в шинах, предоставленным производителем автомобиля. Для каждого транспортного средства имеется определенный диапазон значений, отклонение от которых приводит к негативным последствиям.

Оптимальное давление в шинах для соответствующего типоразмера с учетом нагрузки указывается в руководстве по эксплуатации авто, на двери с водительской стороны или на лючке бензобака. В новых моделях также может присутствовать значок давления в шинах в форме QR-кода. Некоторые машины имеют разное рекомендуемое давление для задней и передней резины. Для подавляющего большинства легковых автомобилей рекомендуемые показания манометра находятся в пределах 2-2,5 атм.

Шинные концерны также указывают рекомендации для каждой модели резины. Однако, эта цифра представляет собой максимальные значения, которые способна выдержать покрышка, не лопнув, поэтому не следует доводить накачку до такого уровня. Главная рекомендация, от которой вы должны отталкиваться – давление в шинах, указанное производителем вашего авто.

Почему контроль давления в шинах важен?

Существует три случая, когда показания манометра не считаются оптимальными: недокачанные, перекачанные шины или неравномерное давление в колесах на одной оси. 

Перекачанные шины

Давление свыше нормы приводит к следующим негативным последствиям:

  • Повышенная нагрузка на подвеску и износ протекторной дорожки в центральной части. При слишком высоком давлении в колесах большая часть веса приходится на центр протектора, что приводит к быстрому износу и необходимости частой замены;
  • Снижение амортизационной функции. Перекачанная резина теряет способность поглощать удары и вибрации. Это приводит к "прыгучести" и жесткости авто, что создает дискомфорт как для водителя, так и для пассажиров. Снижение демпфирующей способности также влияет на общую управляемость и устойчивость;
  • Повышенная вероятность повреждения. При перекачке резина более подвержена критической деформации при наезде на препятствия или выбоины. Повышенное давление в колесе оказывает большую нагрузку, что повышает вероятность прокола или разрыва;
  • Потеря управляемости и сцепления. Избыточное давление в шинах уменьшает площадь контакта с дорожным покрытием, что приводит к снижению основных ходовых свойств. Это становится еще более критичным в зимних условиях, когда сцепление с дорогой и так снижено. Повышается вероятность ДТП, ухудшается маневренность и увеличивается тормозной путь.

Когда можно перекачать шины 

Допустимо немного повышать давление в шинах перед длительной поездкой по шоссе или при большой загрузке автомобиля. Это особенно важно для задней оси, чтобы облегчить транспортировку груза. Кроме того, водители с низкопрофильными колесами могут немного увеличить накачку перед поездкой по неровным дорогам, чтобы защитить диски.

Недокачанные шины

Сниженное давление в шинах легкового автомобиля еще опаснее повышенного. Последствия здесь могут быть следующими:

  • Сильная деформация шины, приводящая к ее разрушению во время езды и возникновению опасной ситуации для водителя и пассажиров;
  • При недостаточной накачке температура воздуха внутри покрышки повышается. Это может привести к расслаиванию ее основы, что приведет к взрыву, что крайне опасно, особенно на высоких скоростях;
  • Повышенный износ плечевых зон протектора. Неравномерность истирания приводит к снижению тяги и сцепления с дорогой, что повышает риски, особенно на мокрой или скользкой поверхности;
  • Самопроизвольная разбортовка при прохождении поворотов. Если шина недостаточно накачана, она может оторваться от обода, что приведет к внезапной потере управления и станет причиной серьезной аварии;
  • Повышенный риск аквапланирования. Этот эффект возникает, когда между автошиной и дорожной поверхностью образуется скользкий слой, поскольку снижается способность протектора рассеивать воду. В результате контакт с дорогой теряется;
  • Увеличение количества затрачиваемого топлива. Двигателю приходится прилагать больше усилий для приведения транспортного средства в движение. Это приводит к увеличению расхода топлива и росту финансовых затрат водителя.

Когда допускается низкое давление в шинах

Небольшое снижение накачки способно улучшить сцепление с дорогой на неровной поверхности, такой как кочки, рыхлый песок, болотистая местность или влажная трава. При этом автомобильная резина становится мягче и ведет себя как гусеница, что повышает проходимость. Чтобы снизить давление в шинах, можно выпустить воздух примерно на 1,0-1,5 атм (с учетом марки авто, типоразмера и дорожных условий). При этом важно двигаться с небольшой скоростью – не более 15-20 км/ч, чтобы не повредить диски и резину. После успешного преодоления сложного участка дороги рекомендуется вновь увеличить давление в шинах до уровня, рекомендованного производителем.

Если у вас установлен уже изношенный зимний комплект, то рассчитывать на нормальную работу протектора не стоит. Малая глубина протекторной дорожки не в состоянии эффективно выталкивать снег. В этом случае необходимо снизить давление в колесе, чтобы увеличить пятно контакта и улучшить сцепление.

Неравномерное давление в шинах

Один из самых неблагоприятных случаев – когда отличаются показания давления в шинах на одной оси. Разные показания могут иметь серьезные последствия для безопасности. Это приводит к непредсказуемому и неустойчивому поведению автомобиля, особенно при маневрировании, затрудняет управление и повышает риск возникновения ДТП. Кроме того, разные формы пятен контакта приводят к заносу при резком торможении. Помимо вышеперечисленных проблем, наличие разницы в показаниях манометра нередко вызывает внушительный крен кузова.

Таблица правильного давления в шинах

Если не удалось найти рекомендуемое давление в шинах для конкретного типоразмера или авто, в качестве альтернативы можно воспользоваться таблицей.

Модель авто

Типоразмер

Передние

(Атм/PSI)

Задние

(Атм/PSI)

AUDI A3

195/65 R15

1,8/26

1,8/26

BMW 5 SERIES

205/65 R15

2,0/29

2,2/31

BMW X5

235/65 R17

2,2/31

2,2/31

CITROEN C4

195/65 R15

2,5/35

2,5/35

CHEVROLET AVEO

195/65 R15

2,5/35

2,5/35

DAEWOO MATIZ

175/60 R13

2,3/33

2,3/33

FORD FIESTA

195/50 R15

2,0/29

2,0/28

FORD MONDEO

205/55 R16

2,5/35

2,2/32

HONDA CRV

215/65 R16

2,1/30

2,0/29

MAZDA PREMACY

195/60 R15

2,5/36

2,4/34

MERCEDES-BENZ E-CLASS (W210)

235/45 R17

2,2/31

2,6/37

MERCEDES-BENZ A-CLASS (W169) / B-CLASS (W245)

195/55 R16

2,0/29

2,0/29

MITSUBISHI LANCER

195/50 R16

2,3/33

2,1/30

MITSUBISHI PAJERO

265/60 R18

2,2/32

2,5/35

NISSAN QASHQAI (5-местный)

215/65 R16

2,3/33

2,1/30

PORSCHE CAYENNE

235/60 R18

2,7/38

3,0/43

275/45 R19

2,7/38

3,0/42

265/50 R19

2,7/38

3,0/42

RENAULT MEGANE

175/65 R14

2,1/30

2,0/29

LAND ROVER DISCOVERY

235/70 R16

1,9/27

2,7/38

SKODA RAPID TDI

185/60 R15

2,2/30

2,4/34

SUZUKI GRAND VITARA XL-7

215/65 R16

1,8/26

2,1/30

TOYOTA LAND CRUISER AMAZON

235/85 R16

2,6/37

2,4/34

VOLKSWAGEN GOLF

225/45 R17

2,5/35

2,2/32

VOLKSWAGEN TRANSPORTER

235/55 R17

3,1/44

2,7/38

ВАЗ 2105

175/70 R13

1,7/24

2,0/29

ВАЗ 2107

190/55 R15

2,2/32

2,5/35

Как видите, значения разделены на две группы, первая из которых указывает рекомендуемое давление для колес на передней оси, а вторая – для резины на задней.

Таблица давления в шинах грузовых автомобилей

Существует три типа давления в шинах грузовой техники, которые следует применять в качестве эталона для самостоятельного измерения:

  1. Рекомендуемое. Значение, рассчитанное производителем с учетом максимального веса на оси. Когда загрузка грузовика меньше максимально допустимой, следует подкачивать колеса немного ниже этого значения;
  2. Оптимальное. Зависит от массы перевозимого груза;
  3. Максимальное. Накачивать колеса до этих отметок не рекомендуется, а тем более не следует превышать их, так как это снижает эластичность резины и создает риск возникновения аварийных ситуаций.

Далее приведена таблица рекомендуемого давления в шинах грузового транспорта.

Для передней оси:

Размер

Давление в бар (атм) при разных нагрузках на ось

Максимальная нагрузка на ось, кг

4,5

5,0

5,5

6,0

6,5

7,0

10.00R20(PR16)

5,5

6,3

7,0

7,8

6000

12.00R20(PR16)

5,4

6,0

6,7

7,2

8,0

8,5

7500 при 8,5 бар

13R22.5(PR18)

6,2

6,7

7,5

8,0

7500

275/80R22.5

5,7

6,5

7,2

8,0

8,8

6500 при 8,75 бар

295/60R22.5

6,8

7,5

8,2

9,0

6500

Для задней оси:

Размер

Давление в бар (атм) при разных нагрузках на ось

Максимальная нагрузка на ось, кг

8,0

9,0

10,0

11,0

12,0

13,0

10.00R20(PR16)

5,5

6,3

7,1

10900 при 7,8 бар

11.00R20(PR16)

5,8

6,5

7,25

8,0

12000 при 8,0 бар

12.00R20(PR16)

5,5

6,25

7

7,8

8,5

13000

11R22.5(PR16)

5,25

6,0

6,8

7,5

11600 при 8,0 бар

13R22.5(PR18)

6,2

6,5

7,5

7,8

13400 при 8,0 бар

295/60R22.5

6,5

7,3

8,2

9,0

12000 при 9,0 бар

315/80R22.5

5,2

5,75

6,4

7,1

7,75

13400 при 8,0 бар

Когда проверять давление в шинах

Регулярная проверка давления в шинах – важнейшее условие обеспечения безопасности. Согласно техническим нормам, его следует измерять один раз в месяц, но зимой, когда температура воздуха заметно падает, лучше проверять его чаще, вплоть до 1-2 раз в неделю. Важно отметить, что воздух – это газообразное вещество, и на его поведение влияет изменение температурных показателей. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. По этой причине не рекомендуется проверять давление в шинах незамедлительно после остановки машины, так как резине необходимо остыть. Аналогично, в холодную погоду давление может показаться пониженным из-за низкой температуры, но после движения, когда воздух в шинах прогреется, оно вернется к норме.

Как измеряют давление в шинах

  1. Классический способ – использование манометра. Существуют различные типы манометров, например, электронные (цифровые), механические, стрелочные, реечные;
  2. На некоторых колесах устанавливаются электронные датчики давления, которые связываются с бортовым компьютером и выводят показания на приборную панель;
  3. На вентили могут устанавливаться колпачки-индикаторы. Зеленый цвет указывает на нормальное давление в шинах, желтый – на небольшое снижение, красный – на значительное падение;
  4. Некоторые автомобили могут быть оснащены системой контроля давления в шинах ABS (антиблокировочная система тормозов). Эта система с помощью программных расширений контролирует показатели в зависимости от скорости вращения колес. Если значения отклоняются от заданных норм, выводится предупреждение на приборную панель.

Измерение манометром

  • Для обеспечения точности измерений манометром рекомендуется проверять давление в охлажденной резине. Подождите 3-5 часов после полной остановки, чтобы дать колесам остыть;
  • Найдите ровную площадку. Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности, без кочек и камней. Это обеспечит точность измерений;
  • Снимите колпачок ниппеля. Открутите колпачок на штуцере для накачки и надежно закрепите манометр;
  • С силой надавите на манометр. Прижмите прибор к штуцеру в течение 1-2 секунд. Приложите достаточное усилие, чтобы получить точные показания;
  • Повторите процесс. Для обеспечения точности повторите измерение 2-3 раза. Это поможет определить более точное значение без погрешностей;
  • Накачайте или сдуйте резину по мере необходимости;
  • В завершение закрутите колпачок обратно на разъем.

Заключение

В качестве итога следует отметить, что регулярный контроль давления в шинах автомобиля является обязательным условием безопасности на дороге. Придерживаясь рекомендуемых значений, можно обеспечить оптимальное состояние автомобильной обуви и свести к минимуму вероятные риски. Заботьтесь о своих шинах, и они позаботятся о Вас в дальнейших поездках!