Зима нередко ставит перед водителями довольно сложные задачи, поэтому важно правильно подготовить автомобиль к этому сезону. В зимнее время необходимо регулярно проверять и регулировать давление в шинах. Даже 200 км езды на спущенной шине могут привести к пагубным последствиям: стиранию рисунка протектора и негативному влиянию на управляемость. Итак, давайте разберемся в особенностях давления для зимних шин, выясним, какие факторы влияют на него и что важно учитывать для безопасной и эффективной эксплуатации авто в холодное время года.
На сколько падает давление в шинах зимой?
В период зимы температура воздуха внутри накачанных шин значительно снижается, что влечет за собой падение давления. При отрицательных температурах оно уменьшается в среднем на 0,1-0,3 атм, а иногда и до 0,5 атм. Данный фактор может негативно сказаться на работе покрышек. Снижение сцепления, ухудшение точности управления и тормозных свойств, ускоренный износ – все это возможные последствия недостаточного давления в шинах в зимний период. В свою очередь, проверка и регулировка этого показателя позволит свободно ориентироваться в условиях зимнего вождения, продлить срок службы резины, улучшить управляемость и общую безопасность.
При проектировании шины инженеры тщательно рассчитывают размеры и геометрическую форму элементов протектора, сцепных кромок, ламелей и дренажных каналов, чтобы они соответствовали определенному пятну контакта. Такая форма контактного пятна может быть достигнута исключительно при оптимальном давлении в шине с учетом собственной массы авто.
Каким должно быть давление в зимней резине
Существуют три случая, когда давление в шинах считается неправильным:
- слабо накачаны;
- перекачаны;
- давление в колесах неравномерно.
Легенда о том, что немного недокачанные шины зимой плотнее контактируют с дорогой, является ложной. Не рекомендуется также перекачивать шипованную резину для улучшения сцепления на льду.
В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля, указаны допустимые размеры шин и соответствующие им значения рекомендуемого давления. Разные покрышки имеют различную грузоподъемность, которая также влияет на этот показатель. Правильными значениями давления в шинах зимой являются те, которые указаны производителем для задних и передних колес с учетом индекса нагрузки на каждое из них.
Недокачанные шины зимой
Пониженное зимнее давление в шинах может вызвать несколько серьезных негативных последствий:
- Снижение безопасности. Недостаточное давление в зимних шинах особенно опасно при выполнении маневров. Оно негативно сказывается на управляемости, снижая устойчивость и увеличивая вероятность раскачивания. Если шины не накачаны должным образом, то инерционный момент может привести к скольжению колес при входе в поворот;
- Увеличение тормозного пути. Если автошины недостаточно накачаны, транспортному средству требуется больше времени для полной остановки, что крайне опасно в экстренных ситуациях, когда требуется мгновенное торможение;
- Риск повреждения покрышек. Низкое давление нередко приводит к повреждению самих шин, появлению вмятин, трещин или даже к соскальзыванию с обода;
- Снижение эффективности использования топлива. Недостаточное давление в зимней резине вызывает повышенное сопротивление качению, заставляя авто работать интенсивнее и расходовать больше горючего;
- Риск аквапланирования и слэшпленинга. При этих опасных эффектах между шиной и поверхностью дороги образуется слой воды или снежной шуги, что приводит к потере управления;
- Неравномерный износ. Если автошины недостаточно накачаны, они изнашиваются неравномерно, что вызывает необходимость преждевременной замены и дополнительные финансовые траты;
- Вредное воздействие на окружающую среду. Повышенный расход горючего, вызванный низким давлением в шинах, приводит к увеличению выбросов углекислого газа в атмосферу.
Немного снизить давление в шинах зимой рекомендуется только для преодоления глубоких снежных сугробов и заносов, но не для движения по зимней слякоти, твердому заснеженному или обледенелому покрытию.
Перекачанные шины зимой
Некоторые водители предпочитают перекачивать автомобильную обувь, чтобы сэкономить зимой время на частых проверках давления в шинах. Например, вместо рекомендуемых 2,3 атм они повышают показатели до 2,8 атм и объясняют это решение тем, что если в холодную погоду давление в шинах снижается, то предпочтительнее слегка перекачанные колеса.
Данный подход не только является некорректным, но и создает потенциальные риски.
При перекачке шин, их площадь контакта с дорожным полотном уменьшается, что приводит к потере сцепления на скользком покрытии. Кроме того, значительно увеличивается длина тормозного пути, что нередко приводит к ДТП и даже необратимым последствиям.
Учтите также, что увеличенное давление зимней резины приводит к резкому ускорению износа ее центральной части. Зимние комплекты и так более подвержены изнашиванию, чем летние, а при проблемах с давлением скорость износа нередко увеличивается на 30%. Соответственно, на такой авторезине вы можете полностью не “прокатать” даже один сезон.
Существует специальный лайфхак – накачивать шины сильнее перед дальней дорогой. Он действительно имеет под собой определенную основу, особенно для старых авто с плохой управляемостью в динамике. Жесткие, сильно накачанные покрышки способны улучшить курсовую устойчивость и снизить усталость водителя в длительных поездках, поскольку в этом случае требуется меньше усилий для рулевого управления. Однако, этот совет не столь актуален для современных автомобилей, включая даже бюджетные модели, поскольку они, как правило, обладают достаточной управляемостью в любых условиях.
Перекачанные шипованные шины
Нередко можно услышать следующее мнение: повышенное давление в шинах помогает шипам сильнее врезаться в лед. Этот миф также стоит развеять, ведь он абсолютно не соответствует действительности. Шипы имеют сцепные кромки, которые работают с разной степенью эффективности в зависимости от прочности и толщины ледяного слоя. У перекачанной шины на твердом льду уменьшается пятно контакта, а значит, в любой момент времени работать будет меньшее число шипов. Хотя нагрузка каждый шип в этом случае растет, это не значит, что они будут сильнее и плотнее цепляться. Более того, ледяной покров начинает крошиться под шипами, а плотность контакта с ним только снижается.
Правила проверки давления
Давление важно определять, когда шины холодные, т.е., если они не находились в работе около полутора часов. Это связано с тем, что при нагревании воздух расширяется, и давление в шинах будет увеличиваться пропорционально степени их прогрева.
В рекомендуемых производителем показателях уже учитывается это обстоятельство, однако ежесуточные колебания температуры все же следует принимать во внимание. Итак, если авто эксплуатируется в дневное время, показатели давления в шинах следует измерять, когда они холодные и после того, как автомобиль достаточно долго находился на открытом пространстве без движения. Это позволит получить более точные данные. Если машина стоит на обогреваемой стоянке, а температура на улице значительно ниже, то давление в шинах лучше оставить на 0,2-0,3 атм выше рекомендуемого. Это компенсирует снижение, которое имеет место из-за разницы температур.
Для получения точных показаний давления в шинах зимой, необходимо соблюдать несколько простых правил. Ниже приведены 5 рекомендаций, позволяющих получить наиболее точные измерения:
- Замер проводим на холодных автошинах, оптимально – утром перед выездом, после того, как машина всю ночь простояла на стоянке либо в гараже;
- Выберите ровную площадку. Избегайте измерений на наклонной или неровной поверхности;
- Повторите измерение. Для получения точного результата рекомендуется несколько раз измерить давление в одной шине. Это позволяет устранить возможные ошибки, погрешности и несоответствия при первоначальном замере;
- Накачать и перепроверить. Если давление в шине ниже рекомендованного уровня, необходимо накачать ее до нужного давления, а затем снова проверить показания;
- Если давление превышает рекомендуемое, нужно спустить воздух до нужного значения, а затем повторно проверить его.
Зимой рекомендуется проверять давление в шинах авто как минимум один раз в неделю. Говоря кратко – предпочтительнее чаще, чем реже.
Заключение
В заключение отметим, что правильное давление в шинах имеет решающее значение для безопасного и эффективного вождения в зимний период. Не пренебрегайте регулярной проверкой и регулировкой давления зимой, чтобы обеспечить оптимальную производительность и продлить срок службы шин. Не поддавайтесь мифам о недокачке или перекачке – всегда следуйте рекомендациям производителя для конкретного авто, размера шин и их грузоподъемности. Соблюдая эти правила, вы сможете уверенно передвигаться по зимним дорогам, сохраняя управляемость и общую безопасность.